Мосты через Босфор в Стамбуле
Мосты Босфорского пролива являются не только знаменитой достопримечательностью, вошедшие в историю, но и важнейшим связующим звеном между Европой и Азией, Эгейским и Чёрным морями. Стамбул раскинулся по обеим сторонам пролива, поэтому мосты решают вопросы и внутригородской логистики.
Оглавление
Красивая легенда
В настоящее время максимальная ширина пролива равна 3,7 км., самое узкое место — 0,7 км. Протяжённость Босфорского пролива составляет почти 30 км.
Когда-то на этом месте была долина реки. В четвертичный период её затопило морем. Название Босфор (коровий брод) является отражением красивой легенды о том, как Зевс спасал земную красавицу от гнева супруги. Любвеобильный правитель Олимпа влюбился в дочь аргивского царя Ио. Красавица очень рисковала, встречаясь с громовержцем.
Дело в том, что Гера, законная супруга Зевса жестоко расправлялась со своими соперницами. Чтобы спрятать Ио от преследования Геры, Зевс превратил её в белую корову. Но мстительную супругу Зевса провести было не так просто. Она поняла, что в образе коровы заколдована девушка и напустила на неё кровожадных слепней. Спасаясь от укусов, Ио добежала до воды, переправилась через пролив и укрылась в месте, где сегодня находится азиатская часть Стамбула, в районе Кадыкёя. Эта история кончилась счастливым концом — Зевс и Ио вновь встретились в Египте и провели там чудесные дни.
В 6 веке до н.э. Персидский царь Дарий отдал распоряжение соорудить переправу через Босфор, которая предназначалась для его воинов. Сотни судов связали корабельными канатами и получился понтонный мост. Но он быстро пришёл в негодность. Поэтому веками через Босфор переправлялись на судоходном транспорте. В ХХ веке были возведены сразу два моста, а в начале XXI века ещё один. Эти события ознаменовали новую эру в развитии инфраструктуры Стамбула.
Первый Босфорский
Первый мост через Босфор строился в 70-х годах прошлого века. Проект подвесной конструкции разработан и реализован компаниями трёх стран: Турции, Германии и Англии. Бюджет строительства составил около 200000000 долларов. Перекинут от квартала Ортакей, который находится в Европе, в азиатскую часть Абдуллах-ага. Торжественно открыт в день празднования 50-летия республики Турция.
Мост шириной 33 м. Главная часть протяженностью 1074 м. в общей сложности это более полутора тысяч метров.
Для поддержки пролётов использованы столбы 165 м. в высоту.
Сооружение не нарушает судоходство по проливу. Расстояние между полотном моста и водной гладью 64 метра. Пешеходам по мосту передвигаться запрещено, только на транспорте. Этот запрет связан с большим количеством самоубийств после открытия моста.
Движение здесь платное. Чтобы увидеть вблизи достопримечательность, которую местные жители ещё называют «первый Босфорский мост» нужно сесть на автобусы 40Т, 42Т. Остановка Ортакей.
Мост султана Мехмеда Фатиха
Ещё один мост назван в честь султана Мехмеда Фатиха-завоевателя. Пущен 29 мая 1988 года, когда в Турции праздновали 535-лет со дня завоевания Константинополя и переименования его в Стамбул.
Строительство осуществляла японская фирма. Бюджет скромнее предыдущего — 130 000000 долларов. Его протяжённость более полутора тысяч м., в ширину 39 м.
Пропускная способность — 150 000 автомашин в сутки. Проезд платный. Пешеходного движения нет.
Мост перекинут от европейского квартала Румели Хисары до азиатского берега.
Чтобы попасть к нему с европейской части города, нужно добраться на автобусах под номерами 25 Е, 22, 22 RE, 40,40 T, 42 Т до остановки Румели Хисары.
Оба моста очень похожи между собой. Однако ночью, когда включаются тысячи огней, освещающих эти грандиозные сооружения, явственно видны отличия. Первый Босфорский поддерживают зигзагообразные тросы, второй — вертикальные.
Мост Султана Селима Явуза
Из железобетона и стали выполнено ещё одно сооружение через Босфор, который стал частью Северной Мармарийской дороги. Масштабный инфраструктурный мега проект разработан французским конструктором и швейцарской компанией. Открыт летом 2016 г.
С этим мостом связаны два мировых рекорда:
- самый широкий мост подвесной конструкции в мире, 58,4 м.;
- использованы самые высокие пилоны, 322 м.;
- при его строительстве использовалась комбинированная конструкция. Общая длина пролёта 2164 м.
Предусмотрены 4 автомобильные полосы в каждую сторону. Действуют две железнодорожные колеи. На строительство такой махины затрачено около 3 000000000. долларов.
Названо сооружение в честь девятого правителя Османской империи султана Селима Явуза (Грозного), который вёл активную захватническую политику. В годы правления смог увеличить площадь Османской империи на 70%.
Мост находится в северной части города. С его пуском решена проблема пробок на дорогах. Движение из одной части Стамбула в другую значительно упростилось. От азиатского квартала проезд по мосту бесплатный.